Дыко Л. П., Иофис Е. А. Фотография, её техника и искусство. М., 1960.


Книга напечатана глубокой (тифдручной) печатью с на редкость мелким растром, так что фотографии отличаются повышенным для 1960 года качеством. Е. Иофис написал про технику, Л. Дыко про искусство. Приведены изображения так и не пошедших в производство фотоаппаратов "Нева" (наш несостоявшийся "Роллейфлекс") и камера 9на12 (наша несбывшаяся "Лингоф-техника").

Из всех книг авторитетнейшего преподавателя ВГИКа Л. П. Дыко это издание следует признать самым богатым иллюстрациями и яркими, чётко сформулированными мыслями и замечаниями.


Приведены как крупные удачные фотографии, так и мелкие примеры ошибочных решений. Можно увидеть фотографию студента ВГИКа Нахабцева (даже инициала своего имени ещё не заслужившего, впоследствии знаменитого кинооператора ("Ирония судьбы, или С лёгким паром"):


Вот цитата из книги: "Хорошо исправленные, почти свободные от аберрации объективы дают ясный и четкий оптический рисунок в плоскости наводки, но зато в снимках, сделанных такими объективами, отчетливо виден спад резкости ближе и дальше плоскости наводки.

Посмотрите теперь на фото 23. Оно сделано мягко рисующим объективом. Остаточные аберрации такого объектива приводят к тому, что изображение даже в плоскости наводки получается недостаточно резким. Тем не менее все предметы, помещающиеся в этой плоскости, являются самыми резкими в кадре, все остальное еще более нерезко. Глубина резко изображаемого про-странства на фото 23 нам кажется очень большой, поскольку одинаково рез-кими или, вернее, одинаково нерезкими здесь выглядят и передний план и предметы, находящиеся в глубине. За счет чего же в этом снимке создается ощущение повышенной глубинности изображения?

Оценивая снимок со стороны его резкости, мы обязательно сравниваем наиболее резкие участки с менее резкими и вовсе нерезкими. Если в плоскости наводки получен абсолютно резкий рисунок, он становится эталоном и уже незначительная потеря резкости в других участках снимка легко улавли-вается глазом. Но поскольку на фото 23 полной резкости нет нигде, эталоном становится лишь относительно резкий оптический рисунок, полученный в плоскости наводки. Потому невольно снижаются требования и к четкости всего оптического рисунка в целом. Практически нерезкие предметы на пе-реднем плане и в глубине в этом случае оцениваются как удовлетворительно резкие. Вследствие этого снимок, сделанный мягко рисующим объективом, и кажется нам более глубинным, пространственным."


Книга содержит 496 страниц, 128 черно-белых и цветных фотографий глубокой печати с мелким растром, картонный переплет на нитках.

А. А. Горский