Лауберт Ю. К. Фотографические рецепты и таблицы. М.-Л., 1931.


Книга издавалась многократно с 1910-х гг. по 1941 год и является приложением к русскому переложению с немецкого Карманного справочника Фогеля. Составлена как сборник рецептов из множества фотокниг и журналов. Представляет интерес в настоящее время для тех, кто не понимает, почему у него фотографии выходят не такие четкие, "бриллиантные", с богатством полутонов, с тонкими деталями в светах.

Секрет заключается в том, что фотографии начала века печатались не только либо контактным способом, либо с небольшим увеличением, но и в характеристиках фотобумаги. Фотобумага, согласно классификации, приводимой Лаубертом, разделяется по светочувствительной основе и основе эмульсии (или отсутствии эмульсии). Наиболее богатые тональными переходами и мелкими деталями отпечатки получаются на низкочувствителных ХЛОРОсеребрянных бумагах (соленой, альбуминной, коллодионной-целлоидиновой, аристотипной) с видимым печатанием на свету и последующим закреплением и вирированием в растворе хлорного ЗОЛОТА, а иногда и ПЛАТИНЫ. Лауберт пишет: "Альбуминная бумага недавно пользовалась большой популярностью, но, как и все прочие бумаги с видимым печатанием, она была вытеснена из употребления во время войны (1-й мировой. - А. Горский), когда золото и платину для составления виражных ванн нельзя было доставать в продаже".

Не только 1-я мировая война воспрепятствовала распространению хлоросеребрянных бумаг, но и монополия на золото в СССР. Золото и платину в виражах заменили на соль другого тяжелого металла свинца. Длительные выдержки при печати не устраивали профессиональных фотографов, для которых это вело к уменьшению производительности труда. ХЛОРОБРОМОСЕРЕБРЯННЫЕ (газлихт) и БРОМОСЕРЕБРЯННЫЕ бумаги, требующие малой выдержки при печати в темной комнате и и 2-хминутного проявления, более выгодны с экономической точки зрения, но разочаровывают с художественной. 100 фотографий на бумаге "Унибром" Переяславского химзавода производят куда более унылое впечатление, чем одно фотография 100-летней давности на альбуминной бумаге.

Читатель книги Лауберта может подумать сам над такой идеей, доработать её и возможно, у него хватит воли осуществить подобный замысел практически: 1) взять современную бромосеребрянную бумагу как баритованную основу, 2) отмыть бромистое серебро из эмульсии с помощью гипосульфита, 3) покрыть бумагу хлоросеребрянной эмульсией собственного изготовления по рецептам Лауберта, 4) отпечатать контактный снимок, сделанный хотя-бы Фотокором, и завирировать его одним из приведенных составов, реактивы которого ныне доступны.

Извлечения из Лауберта печатаются с продолжением ныне (2003 год) в журнале "Фотомагазин", так что ощущение какого-то недостатка в результатах печати на современных фотобумагах, как черно-белых, так и цветных, не говоря уже о унылых отпечатках на струйных принтерах, носится в воздухе. Фотограф старшего поколения А. Ерин комментирует увлечение старыми рецептами пессимистически: не найти таких реактивов, однако впечатление, производимое даже любительскими снимками на память столетней давности, будет и дальше будить во многих фотолюбителях желание достичь высот, оставленных много лет назад.

Следует добавить, что отпечатки на хлоросеребрянной бумаге весьма ценятся на электронных аукционах eBay, где они обозначаются в описаниях большими буквами AZO.

Книга содержит 288 страниц, картонный переплет на металлических скобках.

А. А. Горский